Эрзянь Мастор/2006/03/Подлость или как Михаил Мосин бодал финнов и эстонцев

From Wikisource
Jump to navigation Jump to search
Эрзянь Мастор, № 3 (227), 9 февраля 2006 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Подлость или как Михаил Мосин бодал финнов и эстонцев
Статья на сайте газеты: № 227, 09.02.2006, Подлость или как Михаил Мосин бодал финнов и эстонцев
 
Подлость или как Михаил Мосин бодал финнов и эстонцев

26 января 2006 года в Саранске заседал исполком общероссийского движения «Ассоциация финно-угорских народов России», созданного по инициативе московских властей. Обсуждалось пять вопросов.

На разбор четырёх из них времени ушло мало. Судили-рядили без бурных дискуссий. Заседание споткнулось на четвертом пункте повестки дня. А именно: «Обсуждение Обращения участников общего собрания Республиканского Общественного движения «Марийский национальный конгресс» к депутатам Европейского Парламента» (докладывает заместитель председателя исполкома ООД «АФУН РФ», заместитель председателя Правительства Республики Марий ЭЛ М.З. Васютин. Йошкар-Ола)». (Обращение приводится ниже). Как только Михаил Васютин закончил свое сообщение, слово взял Евгений Четвергов, редактор газеты «Эрзянь Мастор». Он довольно подробно рассказал о репрессиях, вплоть до убийств, в Марий Эл против журналистов, общественных деятелей, артистов, против марийской интеллигенции и оппонентов режиму президента Маркелова, о нарушениях прав человека. Выступавший убеждал, доказывал членам исполкома не голосовать за маркеловское обращение, направленное по существу против деятельности Финской и Эстонской делегаций, защищающих соблюдение прав коренного народа Мари в ПАСЕ и Совете Европы.

Трижды поднимался Григорий Мусалёв, председатель правления Фонда спасения эрзянского языка. Он рассказывал о непорядочности зама Васютина Галины Ширяевой, которая чуть не сорвала чествование 150-летия со дня рождения профессора И.Н.Смирнова в Казани 20-21 января. «Коренному народу Мари на своей земле не дают в полной мере изучать родной язык, — сказал он, — а в Латвии, Эстонии, оккупированных было в 1940 году, требуют функционирования русских школ». Отметил: ни Козлова из Марий Эл, ни Мусалёва из Саранска (даже за свой счет) в Москву на совет АФУН не взяли.

Нет, не поддержали их члены исполкома! «За» голосовали: М.В.Мосин (председатель АФУН), О.Е.Поляков, Ю.А.Мишанин, В.К.Абрамов, А.С. Лузгин, А.П.Миганова, М.В.Васютин, В.И.Щанкина, агитировала голосовать Л.А.Колесникова (секретарь АФУН). Председатель МАФУН (Йошкар-Ола) Василий Петров «против» не голосовал, воздержался — 1. Двое «обращение» опротестовали: Антон Тултаев (Москва) и Михаил Безаев (Нижний Новгород). По результатам голосования приняли решение: «... Исполком ООД «АФУН РФ» считает необходимым согласиться с мнением «Марийского национального конгресса» и поддержать их Обращение».

История национально-общественного движения финно-угорских народов ничего подобного не знала. Те, которые, благодаря Паулю Аристэ, Эстонии, Финляндии, Венгрии, стали кандидатами-доцентами и докторами-профессорами, которые должны были быть в авангарде защитников прав и свобод финно-угорских народов, их завтрашнего дня, потеряв остатки совести, обвинили по сути Эстонию и Финляндию в необъективности отражения общественно-политической и экономической ситуации, сложившейся в регионах проживания финно-угорских народов.

Да, не совсем точно обрисовали приезжающие национально-культурную картину. В действительности, по сравнению с Марий Эл, она хуже в несколько раз. В Саранске, для примера, из 17 тысяч детей дошкольного возраста, воспитуемых в детских садах и семьях, лишь 3 (!) процента знакомят с эрзя или мокша языками. Такое же безрадостное положение в других городах и поселках. Ещё более критическая ситуация за пределами Мордовии, в областях более или менее плотного расселения эрзи. Вывод прост: через пару десятков лет эрзянская речь, равно как и мокшанская, станут музейной редкостью. Такая участь ждёт и другие финно-угорские народы, так как они лишены в реальности права на образование на родном языке, права на собственную территорию (Коми-Пермяцкий национальный округ), права собственности на недра, права определять свою судьбу.

Игнорируя сложившуюся катастрофическую ситуацию с эрзя, мокша, коми и другими языками и этнокультурой, делая вид, что ничего не происходит, исполком ассоциации финно-угорских народов, руководимый Михаилом Мосиным, и созданный, нетрудно догадаться, не без ведома спецслужб, выразил недоверие решениям депутатов европейского парламента 2005 г. «О нарушениях против человека и демократии в Республике Марий Эл Российской Федерации».

Подлость международного масштаба совершена в угоду режиму Маркелова, президента Марий Эл, его окруженцев, в угоду Кремлевской администрации. Далеко не случайно Президент Путин наградил Маркелова «За выдающиеся успехи» орденом.

Почему среди всех финно-угорских регионов именно Республика Марий Эл стала направлением главного удара? С какой целью и именно Маркелов был откомандирован из Москвы в Марий Эл? Какого он рода-племени? Жириновец — это да. А национальность? Мари язык знает? А кто Торшин, представляющий Марий Эл в Совете Федерации? Вопросы не праздные. Стоит задумываться. На первый из них, на вопрос стратегического значения, ответить несложно. Марийский народ пока сохранился. Живы в нем, опять же пока, чувства национальной гордости, самостоятельности, любви к Родине-Мари, не растерял окончательно от русского духа чувства солидарности и преклонения перед памятью предков. Имеется у него интеллигенция. Ему, пусть не во всей его части, не безразлична судьба Родины-Мари.

От Эрзя, Мокша, Вепсов, вероятно, Коми и других финно-угорских народов жириновцы при осуществлении плана пресловутого укрупнения, или очередного «добровольного вхождения» в русские области, сопротивления не ждут. Марийцы же попытаются отстоять свою Автономию, тем более, с ней соседствует Татарстан, а чуть восточнее — Башкортостан. Вот эти орешки-то и заставляют задумываться господина Жириновского. Вот почему все стрелы Москвы направлены на Йошкар-Олу.

Решение «общего собрания» чиновничье-карманного, к тому же фиктивного движения «Марийский национальный Конгресс», проталкивал Михаил Васютин, скрывавший свой пост (может от стыда?) министра культуры, печати и национальных дел более высоким рангом — заместитель председателя Правительства. Приезжал названный министр в Саранск в качестве эмиссара и в то же время адвоката своего президента-диктатора. Больше всех удалось Михаилу Зиновьевичу роль Пансо, вот только верный оруженосец Дон Кихота был куда более добродушен и блогороден, друзей, тем более своих соплеменников, не предавал.

Вот они два антигероя нашего времени! Два Михаила, Мосин и Васютин. Они своим предательским поведением опозорили финно-угорское сообщество, нанесли тяжелейший удар по авторитету Финляндии и Эстонии на международной арене. Эти страны помогали своим сородичам по языку и словом, и делом. Помогали, кроме защиты диссертаций, в издании учебников, словарей, художественной литературы, способствовали распространению журналов и газет, давали средства на приобретение оргтехники, были организаторами многих конференций, симпозиумов, семинаров... И такая «благодарность»!


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.