Эрзянь Мастор/2012/13/От фестиваля к фестивалю нас становится меньше

From Wikisource
Jump to navigation Jump to search
Эрзянь Мастор, № 13 (381), 13 июля 2012 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
От фестиваля к фестивалю нас становится меньше
Статья на сайте газеты: № 381, 13.07.2012, От фестиваля к фестивалю нас становится меньше
 
От фестиваля к фестивалю нас становится меньше

Лето — пора искрометных и столь же масштабных фестивалей эрзянской фольклорной культуры. Как будто эрзяне голову потеряли от успехов в возрождении своего языка, достигли таких успехов, что исчезла самая малейшая опасность его исчезновения. От радостей побед поют и пляшут не зная устали. В июне гуляла Чуважонь Мастор (Чувашская Республика). Там, в Порецком районе, 21-й раз отмечали праздник «Арта». О его размахе судить не можем. Не присутствовали. До этого «важнейшего» события веселилась Самарская область. Здесь, в Клявлинском районе, в селе Маклауши, где родилась Надежда Кадышева, общество «Масторава», в действительности же власти области во главе с Николаем Меркушкиным, провели областной фестиваль, который в денежных единицах, как нам стало известно, может сравниться с фестивалем «Шумбрат, Мордовия!», на котором присутствовали Главы четырех государств. Ну а в какую копеечку влетели эти два фестиваля, саранский с самарским, налогоплательщику, спрашивать об этом в России не принято, можно только представить.

Дождались ещё до одного праздника — «Масторавань морот». 1-го июля, в этот погожий воскресный день ликовали эрзяне Ульяновской области и их гости из разных уголков России. Вдохновитель и организатор этого песенного состязания, будто бы, Ульяновская областная НКА. Будто бы... Фактически — власти области. Не общественная, конечно же, НКА, а государственные деньги вселили народ.

В Кузоватовском районе 70-80% населения — эрзя. Кивать этого района, где пели и плясали, — эрзянское большое село. В школе 270 учеников. Зная об этом, надеялись на успех от нашей поездки в столь эрзянский край. Преодолев чинимые заборы и сотни километров пути, приехали.

О значимости, о размерах действа можно было судить по числу всяких видов транспорта, занятой территории, по обилию торговых точек и т.д. Если исходить от них, то Ульяновский фестиваль по капиталоёмкости может и не уступить Клявлинскому Самарской области. Тремя словами: власти денег не жалели. Вот бы их на обучение детишек на родном языке, на распространение газет, журналов, книг, на теле-радио передачи! Ведь ничего этого у нас нет! Но организаторов увеселительных мероприятий это, видать, не волнует. Их устраивает школьный факультатив по эрзянскому языку и насилие русского языка в детских садах.

Программа фестиваля насыщена до «завязки». Среди многих есть и такой номер: «Праздничное шествие по улице к церкви. Шествие возглавляет легендарный предводитель мордовского народа Тюштя верхом на коне...»

«Тюштя к церкви...» Какое дремучее невеждество и какое глумление над правдой, над Эрзя народом!

Такая «новость» — не что иное, как индикатор самого плохого самочувствия эрзянского этноса Ульяновской области и других регионов. Словом так: гуляние шло до позднего вечера, завершилось оно в 23 часа.

Спроси любого о нужности, об эффективности, выражаясь современным языком, таких мероприятий о пользе их нашему родному языку, обязательно получишь в ответ: да, нужны! Иного не жди. Иного от «Тюшти идущего к церкви» не услышишь.

С большим трудом привезли мы эрзянам области книги, газеты, журналы, календари, диски... на эрзянском и русском языках. Редко, очень редко кто подходил к нашему ларьку. Литература на родном языке, слово родное их не притягивали. Были к ним абсолютно глухи. Ничуть не удивило, что все песни, что доносили репродукторы, чем-то были похожи на реквием. Этого и следовало ожидать. Курсирующие перед нами по «проспекту» торговых точек отдыхающие глаголили в основном на «великом могучем» и расставленные книги, повторяюсь, их не интересовали. Книгу на свалку! Этого организаторы фестивальной цунами — как и их предшественники — и добивались. И добились. Кузоватовский район и само Кузоватово будто бы эрзянские, а вот продавцы в ларьках оказались почему-то почти все русские. Почему? Зная о целях фестиваля, о политике русификации, активно и открыто проводимой московскими властями, такой вопрос просто неуместен.

Волны веселья завершились поздним вечером фейерверком. А вот другой фейерверк, московский.

Приказ

Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312

С 1 сентября 2012 года в школьном учебном плане на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» выделяется 34 часа в год. Соответствующие изменения внесены в базисный учебный план для образовательных учреждений начального общего образования РФ. Изменениями также предусмотрено сокращение количества часов, выделенных для регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Возрождайтесь, рабы империи... За двадцать лет общественной работы приходилось бывать на самых разных фестивалях, праздниках, конференциях... Нигде, никогда такого равнодушия, если не бездушия, к книге, газете, родному слову не встречал. Уезжали из Кивати с осенним настроением. Неужели, всё не верилось, 60 тысяч эрзян Ульяновской области дошли до такой точки онемения?

Первопричину столь плачевного положения, думается, надо искать в дореволюционном прошлом этого края. Не случайно же в тридцатые годы, когда Саранск стал своего рода Меккой для эрзян всего СССР, из Ульяновской области не вышел и не приехал в столицу Автономной Республики ни один писатель. Ни один! Из соседней Пензенской области, к примеру, 15, из Самарской 9, а из Ульяновской... Еще одна деталь. «Доля лиц мордовской национальности, считающих родным языком русский язык (в процентах к общей численности мордвы): Мордовская АССР 1,2; Пензенская область 0,4; Ульяновская область 4,5%. (1959 г.)». И. П. Кирдяшкин, «О краткой истории переписей...», Саранск, 2010 г.)». Традиции, методы и виды национального гнёта продолжили нынешние их последователи. Власти области наложили фактически вето на обеспечение эрзянского населения печатной продукцией. Конкретно: газету «Эрзянь правда» получают ... человек, журнал «Сятко» — 18, журнал «Чилисема» — 16, газета «Эрзянь Мастор»... 3. Как же народ после такой информационной блокады не заговорит по-русски? Откуда им, столь обрусевшим, знать, что Тюштя не ходил в церковь? Что и Христос ещё рожден в его пору не был. Фестивали, НКА, ассоциации, центры культуры финно-угорских народов, облаченные в народные костюмы, — все они по существу «общественные» ветви власти. И цель свою особо и не скрывает: русификация всех нерусских народов и создание единого народа, какого — гадать не стоит. Жаль, что об этом, из-за дефицита информации, 99% эрзянского населения не знает. И знать не хочет! Вот, что беспокоит! Незнающим легко управлять. Вот почему на шумные увеселительные мероприятия тратятся миллиарды. Отдача от них немалая. Об этом до жути убедительно кричат цифры.

В 1939 г. мордвы было 1456000, 1989 — 113200, 20002 — 844000, 2010 — 744. Вот так! Чем больше фестивалим, тем быстрее опускаемся в холодную яму.

Постскриптум. Дают ли что-нибудь полезное, доброе стонущему от гнёта нашему языку и культуре эти шумные фестивали? Конечно. Плохое без хорошего, светлого не бывает, — утверждает всесильный закон диалектики. А от него не спрячешься. Во-первых, способствуют сближению коллективов разных регионов, во-вторых, завязываются знакомства и т.д. Но без надёжных СМИ эффективность песенных праздников, их КПД чрезвычайна мала. Без СМИ, надеясь лишь на фестивали, эрзянский этнос нам не спасти. Что бы не организовать и провести фестиваль журналистов?

 

*  *  *

Свежую эрзянскую струю влили пензенцы. Приезжало их 30 человек. Приезжали, к слову будет сказано, не с пустыми руками. Привезли с собой самую разнообразную продукцию с эрзянской символикой. Больше все понравились участникам праздника футболки с логотипом «ЭРЗЯ» на спинной стороне. Сожалели, что мало их брали. 60 футболок разошлись быстро. Большой вклад в столь полезное дело внёс Фомин Павел. Он, кстати, занял первое место по поднятию бревна, поднял выше всех и удержал дольше всех. Художественно оформлял сувениры Владимир Суркин. Благодаря звонкому голосу и приветливой доброй улыбке Ани Барашкиной, киватские парни за миг превратились в эрзян, на их спине гордо засияла надпись «ЭРЗЯ». Молодцы, пензенцы! Паз, чангодть тенст. Свал чангодть!


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.