Эрзянь Мастор/2010/20/Больная школа

From Wikisource
Jump to navigation Jump to search
Эрзянь Мастор, № 20 (340), 29 октября 2010 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Больная школа
Статья на сайте газеты: № 340, 29.10.2010, Больная школа
 
Больная школа

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ... Этот удивительный педагог — родной язык — не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу».

К. Д. Ушинский

 

*  *  *  *  *  *

Обреченные на провал

 

*  *  *

(статья из газеты «Мордовия завтра», текст удалён)[1]

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Несколько замечаний «ЭМ» по поводу сказанного

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Словно, кто-то из самых Верхов ниспослал эту публикацию. Её автор с точностью один к одному выразил умозаключения, сложившиеся за многие годы об учителе и школе. Горько признавать, но это факт: у нас нет, считай, Учителя. Нет личности, которая бы взрасшивала Личность. Сегодня учитель — это, прежде всего, урокодатель. Цель его — дать максимум знаний по своему предмету. Дальше — хоть трава не расти, пустота. Литература, искусство, политика, общественная жизнь, все, что за пределами, скажем, геометрии или географии, его не волнует. Быт, свой предмет — вот багаж его интересов. Даже выпускники исторических факультетов, которые должные были оценивать реальность и мыслить шире написанного в учебнике, не всегда таковы.

В Республике Мордовия около 150 учителей эрзянского языка и литературы, включая преподавателей ВУЗ-в и педколлежда. Как ни парадоксально, газету «Эрзянь Мастор», отстаивающая их интересы, стремящаяся спасти от уничтожения эрзянский язык,... не читают. Это неоспоримое доказательство духовно-нравственной скудности, факт ограниченности и отсталости от реалий жизни. Вместо светлого чувства патриотизма, любви к своему языку, культуре, к прошлому своего народа, школа воспитывает чувство слепого повиновения вышестоящему, чувство рабской покорности.

Каковы корни этой народной драмы?

Вообщем-то, ответ дан двести лет назад. В «стране рабов, в стране господ»» иного быть не может.. Так оно и есть. Учителя учителей, доценты и профессора ВУЗ-ов, — все они прошли школу прислужничества, школу «слуша-юс!». Вполне логично: выпускают теперь таких, какими были сами — равнодушных даже к полученной профессии, к судьбе языка, будущности народа. Им все до «лампочки». Это они, преподаватели национальных кафедр, живущие уставами гарнизонной жизни, равнодушные ко всему, не сверкающие образованием в общекультурном отношении и получившие степень кандидата на падежах, допустим, эрзянского языка, выпускают убогих учителей. Круг замыкается. Эти «убогие» и вышибли эрзянский язык. Это беда, но учителей-манкуртов это не волнует.

Не способствует улучшению профессиональных достоинств педагога-учителя и заработная плата. В 2009 году работники школьного образования получали в среднем 8 000 рублей в месяц, значит, многие учителя получали пять или менее пяти тысяч рублей. На такую оплату аналитически мыслящий, энциклопедически образованный, живущий своим умом работник в школу, вне сомнения, не пойдет. Приходится довольствоваться тем, кому идти некуда.

Сельский учитель. Их становится все меньше и меньше. Считай, у каждого полный двор животных: корова, подтелок, телёнок, свиньи, овцы… Откуда, из каких источников владелец такого стада будет давать своим подопечным «дум высокого стремленья»? Не до «душ», лишь бы справиться с домашними, дворовыми и огородными заботами. Он, сельский учитель, приходит на урок, чтобы дух перевести от хозяйственных хлопот.

И все-таки суть разбираемой проблема не в уровне оплаты труда. Если воспитатель не различает Анну Каренину от Екатерины Масловой, он будет таким и при стотысячной зарплате. Дело не в деньгах!

 

  1. Данный текст удалён из-за правовых ограничений, т. к. нет информации о доступности его по свободной лицензии. Полный текст данной статьи газеты «Эрзянь Мастор» (включая удалённый фрагмент) можно прочитать, перейдя по ссылке в шапке статьи на сайт газеты. — Примечание от редактора эрзянской Вики-библиотеки.


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.