Эрзянь Мастор/2007/07/Школа для "белых" и "негров"

From Wikisource
Jump to navigation Jump to search
Эрзянь Мастор, № 7 (255), 12 апреля 2007 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Школа для «белых» и «негров»
Статья на сайте газеты: № 255, 12.04.2007, Школа для «белых» и «негров»
 
Школа для «белых» и «негров»
или как учителя Б.-Игнатовской средней школы
выдворили из села эрзянский язык
 

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

О трагическом положении ставшего неродным эрзянского языка на примере Б.-Игнатовской школы (райцентр, Мордовия) «ЭМ» писала в номере от 12 декабря 2006 года. Выезжала комиссия министерства образования. На «разборку» приглашались директора школ района. Было решено провести «круглый стол». Сроки его несколько раз передвигались, и вот 30 марта, наконец-то, намеченное удалось выполнить. В Больше-Игнатовскую среднюю школу приезжали с Ардатовского, Б.-Игнатовского, Атяшевского районов. Отсутствовали, хотя и намечался их приезд, представители с Дубенского, Чамзинского, Б-Березниковского и Кочкуровского районов. Из министерства образования приезжал Вячеслав Филиппов, главный специалист, курирующий «национальные» дела. Ни министра Василия Кадакина, ни его заместителя Ивана Карпова «игнатовский пожар» не беспокоил. Присутствовал Александр Лузгин, председатель Госкомитета по национальной политике. Из общественных организаций в работе стола приняли участие Григорий Мусалёв, председатель Фонда спасения эрзянского языка, инязор, и Евгений Четвергов, его заместитель, редактор газеты «Эрзянь Мастор». Ни «похцентр» Юрия Мишанина, ни Ассоциация ФУ Михаила Мосина за «стол» не садились. Положение эрзя языка их не касается.

Как всегда, чтобы «убить время», были проведены «показушные»уроки, как всегда песней старались прикрыть горе, постигшее эрзянский язык, как всегда звучали реляции чиновников о победах..., но каждый, кто хоть чуть-чуть болеет за эрзянский язык, мог не устоять на ногах от увиденного школьного расписания. Слева, жирным шрифтом напечатанное, — для учащихся 5-11 классов. В нем не только слова, слога не найдешь об эрзянском языке. Но, для примера, в 5А и 6А классах в неделю проставлено по семь (!) уроков русского языка. Это 29 % от всех уроков в этих классах. До этого было 9! Вот где пропаганда национального превосходства! Она по Конституции России считается, как известно, уголовно-наказуемой. Это по Конституции, а на деле — дискриминация без границ и малейшего приличия. Куда смотрит прокуратура? Ба! Да разве это её заботы?

Возьмём чуть-чуть правее. На стандартном листочке ещё один график. Вот он. Вникните и подумайте.

Схема глумления над родным языком до примитивизма проста: 0,5-1 час факультатива в неделю! Это же мерзость со стороны правителей и учителей. Что стоят одни названия этих липа-уроков: «Пингеде пингес кандозь вал». О чём? Что за тема, параграф, что за предмет? Еще больше поражает графа «Время проведения» — в основном 15 ч.10 мин. — 16 часов 00 минут.

Получается, первое расписание для «белых», другое, что на четвертинке бумаги, для тех, чья кожа с явными намеками на Африку, для «негров». Кто, какой несмышленыш пойдет на факультатив в 16 часов? Ночевать? «Русские» после уроков идут домой, а тебе — часовое наказание за то, что ты — эрзя. Вот так в Игнатове учат презирать родное слово, глушить чувство благоговения перед памятью предков, их языком. Так учат ненавидеть. И научили. Школьные коридоры в перерыв гудели от русской речи. Село эрзянское, родители на 99 % эрзяне, а дети — ... русские.

В пристрое к основному зданию школы занимаются младшеклассники. Чуть ли не под потолком висит порядок проведения уроков. С трудом читаем: в первых А и Б классах только на rusish, во 2А и 2Б — на родной два часа в неделю, или менее 9% (!) от недельной нагрузки ребенка, в двух 3-х классах и четвертом те же самые два часа, или 8,3% от всех уроков за неделю. Задачка для первоклассников: что станет с человеком, если давать вместо трёхразового ежедневного питания в течение недели два стакана сладкого чая и маленькую булочку?

Чтобы замахнуться на родное, ставшее чужим,на историю своего народа, на Родину, учителя, руководство школы и района нашли оправдание своему поступку: 50 % детей в школе будто бы — русские. Всего в школе более 500 учеников, 244 эрзя, — больше половины, по их словам, русские. Полно-те лгать, педагоги! Откуда такому количеству русских взяться? Б.-Игнатово и Ташто Кшуманця — эрзянские, в радиусе 5-10 километров от них ни одного, считай, русского села. В Манакове и Кучкаеве 5 учеников. Откуда такое нашествие? С Северного Ледовитого океана? С далёкой Австралии? Да нет же! Все они игнатовские. «Умные» родители в семье говорят с детьми, с подачи школы, пусть на ломанном, но по-русски. Вот и результат.

По Всероссийской переписи населения 2002 г. в Б.-Игнатовском районе число эрзян от всего населения составило 68 %. Почему тогда из 1064 учащихся района в 2007 году владеют эрзянским лишь 271, или 25,4 %? Кто, скажите, мягко говоря, врет — перепись или районный отдел образования? За четыре года 43% убыли! Не трудно представить, каким по национальному составу будет район через 5-10 лет.

В Игнатовской средней школе около 50 педагогов. И все почти эрзяне. И никто, ни молодые, ни уходящие на «заслуженный», ни директор школы Назимкина Л.Д., ни заведующий РОО Громов Е.В., ни глава района Горячев В.И. не подняли тревогу по поводу изгнания эрзянского языка из Б.-Игнатова и района в целом! Это предел циничности, кощунства и бесстыдства. Да учителя ли вы после этого?! Всепоглощающее равнодушие к мукам самого близкого, самого дорогого, к языку — верх безнравственности. Не ведают они — и знать не хотят! — о простой истине: отнимая у народа язык, они порождают у будущих поколений метисного и ассимилированного населения самые отрицательные черты поведения, характера: угодливость, склонность к предательству, равнодушие, отсутствие чувства патриотизма и гражданственности и т.д. Миллионы брошенных детей в России! Разве не доказательство этого?

В «национальных» школах района (как будто русская школа — не национальная) эрзянский язык ведется как предмет. Это, понятно, — тоже веревка. Ибо кроме «предмета» всё и вся на русском, на русском дома (радио, телевидение), в любом учреждении, больнице и т.д. Даже уроки физкультуры на русском! Сможет ли ребенок, получая микродозы родного, овладеть в совершенстве языком матери и отца? Вопрос риторический, так как ответ на поверхности. Это одна сторона медали. Другая в том, что эти самые «национальные» — малокомплектные, число детей в них колеблется от 2 до 29, 114 — в Андреевской и 47 Старочамзинской. А вот в Большеигнатовской — более 500. Вот здесь и «онемечивают» детей, лишают родного и делают их «русскими». Какие они, эти русские, будут, умнее японцев или галантнее французов? Нет, не станут ни теми, ни другими. Будут всем известные иваны не помнящие родства. Вот какую судьбину дарит грядущим поколениям русская, пропитанная духом великодержавного шовинизма школа.

Почему для атаки на эрзя язык выбран именно Б.Игнатовский район? Ответ прост. Во многом потому, что район — как бы ядро, центр пробуждения этнического самосознания. Здесь с 1989 года проводятся сельские моления, третий раз состоится Раськень Озкс, распространяется газета «Эрзянь Мастор». В невдалеке от села Чукалы этого района расположен древний Маар, а само село в 1612 годах было опорным пунктом в борьбе с ногайцами. Изолировать строптивого Г.Д.Мусалёва — это тоже многое значит.


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.