Jump to content

Эрзянь Мастор/2005/14/Учитель, опомнись!

From Wikisource
Эрзянь Мастор, № 14 (214), 29 июля 2005 редактор Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Учитель, опомнись! сёрмадызе Нуянь Видяз
Статья на сайте газеты: № 214, 29.07.2005, Учитель, опомнись!
 
Учитель, опомнись!

Очкиной Л.Н., Михалкиной Л.П. — село Армиево;

школа — село Мачкасы;

Самаровой Л.Н. — село Наскафтым
Шемышейского района Пензенской области,

Сударевой А.Ф., село Старая Бесовка
Ново-Малыклинского района Ульяновской области

Эрзянского языка, в чём убедился, не знаете. Его пути к вашему сердцу закрыты наглухо. Почитание памяти предков, «... любовь к отеческим гробам» — для вас ничего не значат, поэтому решил обратиться к русскому.

Три или четыре раза обращался к Вам на родном языке, обращался добрым словом, «по-человечески», но каждый раз откликались вы бетонно-крепким молчанием. Писал вашему земляку, Алексею Лукьяновичу Лежикову, просил воздействовать на вас А.П.Туркичова, жителя Шемышейки, но так и не достучался до вашей совести и порядочности. Тщетно. Слишком увесистые замки висят на них.

На этот раз пишу не с унизительной мольбой, как прежде, подписаться на газету «Эрзянь Мастор» и наладить связи сотрудничества, как хотелось бы. «Эрзянь Мастор» — газета легендарная. Это не самовосхваление, не гипербола в адрес её, а сама реальность. В каких условиях и как создастся это издание, с какими трудностями доставляется пока до дышащих эрзян, её по-другому не назовёшь.

Дело не только в вашем нежелании читать «ЭМ». Вы оказались эталоном того, каким становится человек в результате изъятия у него языка, национального самосознания, прошлого, к каким последствиям, беде какой приводит осуществляемая тысячами способов русификация. Чёрствость, потеря совести и чувства любви к Родине, историческое беспамятство, манкуртизм, безразличие к родному — вот её результаты.

Духовно-богатый, уважающий себя представитель рода разумных даже на подарок старается ответить чем-то приятным. А уж взять что-либо с прилавка и уйти, не рассчитавшись, — это если не воровство, то хамство, на простонародном наречии — свинство. Именно так поступили, поступаете вы и многие-многие, к горечи нашей, школьные учителя.

Почти год посылаем вам по 1-5 экземпляров «ЭМ». За это время не набрали смелости не то, чтобы денег выслать, рассчитаться, а даже ответить, написать два слова: «не присылайте». Только и всего. Нет, не сделали даже этого. Вы не любите родной язык, своих предков, не уважаете тех эрзян, которые погибли в застенках НКВД в 1938 году, тех, кто ценой жизни создаёт эту газету. Стыдно за вас, учителя, вы же человеки и так не по-человечески, жестоко и безнравственно поступаете.

Невольно приходишь к выводу: вы совершенно ничего не читаете и абсолютно ничем не интересуетесь, вы «ужасно ленивы и нелюбопытны». Удивляют масштабы вашего ограниченного, суженного до размеров воробьиного глаза кругозора и непробудно сонного равнодушия. Как после этого можно носить гордо-магическое, ответственнейшее имя Педагог? К чему, имея такой нищенский духовно-культурный багаж, можете учить и научить детей? Мыслить просторно и свободно, творить? Или же, как попугай, отвечать вызубренными с вашей подачи словесными пассажами? Учитель — это нерв общества, он должен откликаться на самые малейшие изменения в нём. А вы?

Бывая на «августовских» и других учительских мероприятиях, с грустью и обидой смотрю на вашу рабскую привязанность к бумаге, боязнь оторваться от неё и сказать что-то своё, наболевшее, сказать от души, сказать правду, не оглядываясь по сторонам. Боязнь правды, послушание и стремление лакировать окружающую действительность — вот критерий учительского поведения. О каком полёте мысли, о какой её самостоятельности и глубине можно говорить, если настольной книгой учителя является «Устав гарнизонной службы».

Успокаивает меня и немного оправдывает вас то, что в вас нет жажды извлечения выгоды от национального происхождения, от бедствующего языка; вы ничего ему не даёте, но ничего и не просите. Это, по крайней мере, честнее. Немало, к сожалению, таких, для которых язык предков стал средством достижения личных целей: получение званий, степеней, грамот, должностей, работы... Сотни кандидатских и докторских диссертаций защищено на эрзя и мокша материале, но сотни забыли, что они — эрзя и мокша, напрочь забыли тот язык, на котором мать пела колыбельные песни, который одним помог «остепениться», другим стать «начальниками». Их, в свою пору, мы нарекли этнопаразитами.

Антонина Фёдоровна Сударева, директор Старо-Бесовской школы Ульяновской области — частая гостья Саранска. Её ученики систематически, не без помощи своей учительницы, получали призовые места на олимпиадах в Саранске. Она не раз делилась опытом возрождения эрзя языка с высоких трибун на разных мероприятиях. 2003 году в Бесовской школе торжественно, при большом стечении народа чествовали юбилей Юртова, автора первого эрзянского букваря. Фонд спасения эрзянского языка и редакция в качестве подарка преподнесли школе 10 экземпляров годовой подписки на газету «Эрзянь Мастор». На 2004 год Антонина Федоровна, в ответ на этот добрый жест, не сделала, несмотря на наши напоминания, обращения, письма, ни одной подписки. Таким же образом одарила редакцию детского журнала «Чилисема». Ждали, надеялись откликнется, заговорит совесть «педагога». Дождались: А.Ф. Сударевой присвоили звание заслуженной учительницы РФ. Зачем они, совесть с правдой да чистота души, заполучить бы звание!

Нетрудно вообразить: с помощью названных героинь из многих тысяч учителей показана губительная роль российской русской школы в ликвидации эрзянского языка и, понятно, его носителя. Из-за четырёх-пяти человек писать, тратить столько времени не стали бы. Беда-то в том, что школа — это как бы государство закрытого типа, вход в неё свободомыслию закрыт, её учителя мало чем отличаются от отмеченных в этом письме. Казарменное образование... Школа, школа и ещё раз школа плодит и размножает зло, переходящее в беду. Именно она порождает столько несчастий и страданий.

Четвергов Е. В., главный редактор газеты «Эрзянь Мастор»


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.