Эрзянь Мастор/2003/06/Хотел в Союз журналистов, но...

From Wikisource
Jump to navigation Jump to search
Эрзянь Мастор, № 6 (157), 31 марта 2003 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Хотел в Союз журналистов, но... by Нуянь Видяз
Статья на сайте газеты: № 157, 31.03.2003, Хотел в Союз журналистов, но...
 
Хотел в Союз журналистов, но...

14 марта в Саранске состоялось заседание президиума Союза журналистов Мордовии. Присутствовали: Лидия Снегирёва — председатель Союза, Валентина Дворянчикова — секретарь, Сергей Десяев — председатель ГТРК “Мордовия”, Анатолий Столяров — заместитель министра печати и информации, Валерий Чеглаков — редактор Ардатовской газеты “Маяк”, Раиса Кузнецова — редактор Атяшевской газеты “Вперёд”, Татьяна Рябова — корреспондент газеты “Эрзянь правда”.

Начало грозы не предвещало. Реплика “О, да мы его знаем!” обещала радостный финал. Но... тут же провокационный вопрос: “Зачем вступаете в Союз?” Надо было ответить: “Чтобы бороться за дело Ленина-Сталина”. Вместо этого допустил, за что не могу себя простить, некорректность, на вопрос ответил вопросом. Это стало сигналом. Но ещё до этого Сергей Десяев, как бы ненароком обронил: “Я буду воздерживаться от голосования”. И посыпались обвинения. Первое из них — газета (“Эрзянь Мастор”, конечно же) разжигает... национальную рознь. И не подумал, что берёт он, Десяев, на себя таким заявлением функции прокурора, судьи и инспектора СМИ. Прямо-таки по присказке: “Я начальник, ты...”. Коль так, мог и розу назвать чертополохом! Этой начальничьей нелепости показалось мало. “Почему “Эрзянь Мастор” называет действия русской православной церкви фашистскими?” Ссылки на исторические документы, архивы, даты не возымели никакого воздействия. Чиновнику от СМИ это не аргументы. Аргумент один: “Я — начальник!” Ещё упрёк: “Почему делите эрзю и мокшу?” Он говорит об одном: газету сей чиновник не читает и слышать нечто подобное от кандидата наук, мягко говоря, стыдновато, но его по-человечески можно понять, если учесть его национальные корни. Как человека... А как должностное лицо? Он, если судить по его репликам, не читал ни Послания Президента России, ни Конституцию РФ.

Эстафету “порки” взяла Лидия Снегирёва. Она приписала, в первую очередь, неуважение к требованиям журналистской этики. В чём именно — ни слова. Далее она не знала, что и сказать и пустила петуха: плох у него, то есть у меня, русский язык. “А у Вас, Лидия Снегирёва, эрзянский хорош?” — надо было спросить. Она, русская, всю жизнь прожившая в Мордовии, но так и не преодолела барьер из двух-трёх эрзянских слов. Для неё “guten tag” ближе, чем кормящее её “шумбрат”. Надо же, у себя на родине, на земле предков пострадать от чужеземного языка! Тридцать лет писал на нём, кроме родного эрзянского, во все мордовские периодические издания и никто, ни разу, нигде не намекал о хромоте моего русского.

Оно и понятно, был хорош до поры, пока он, русский, не стал на защиту попранных прав эрзя и мокша (и мокша, Сергей Десяев!) народов.

Реплика Татяны Рябовой: “Зато у него эрзянский замечательный!” Ноль внимания. Этот “замечательный” для собравшихся, что быку Пахому хороший костюм с красным бантом на лацкане. И слышать о нём не хотят. Наоборот, им бы его, моего кровного, скорее, как можно скорее спихнуть в овраг (об этом говорят полностью русскоязычные “районки”, убиение журнала “Сятко” и т. д.).

Оппонентам предлагаю: если мой язык... русский (в Мордовии!) плох и плоха “Эрзянь Мастор”, так возьмитесь за спасение журналов “Сятко” и “Мокша”, помогите посадить детей эрзян и мокшан в классы с преподаванием эрзянского или мокшанского (Сергей Десяев!) языка. Сегодня 60-70 % детей эрзян и мокшан отлучены от родного языка. Вот тема выступлений для СМИ! Вот проблема. Почему же вы, знатоки русского, закончившие соответствующие факультеты, не беретесь за эту душераздирающую тему?!

Ответ прост. Во-первых, за эту тему платить не будут. Это банально. Во-вторых, вы, "рыцари" пера, так заражены вирусом великодержавного шовинизма, что всякое напоминание о дискриминации и апартеиде коренных народов и национальных меньшинств вызывает у вас аллергию. Нетерпимость к чужому (ксенофобия) вы, подкупленные властями журналисты, принимаете как норму и думать о её последствиях не в состоянии.

Кончно же, не спотыкания в лексике русского языка переполошили публику, а как раз, наоборот — владение ею; боязнь того, что русский язык может стать активным защитником эрзянского. Кроме того, газета “Эрзянь Мастор” не раз казямосто ютась по (знать надо эрзянский, Лидия Снегирёва) Сергею Десяеву за его бездарное руководство ГТРК “Мордовия”, за его немое телевидение и радио, за его дискридитацию эрзя языка с помощью не менее бездарных передач. В Мордовии, на древних землях эрзи и мокши, речь их предков на ТV и радио, руководимой Десяевым ГТРК, большая редкость (45-60 минут в неделю!) И он ещё, Десяев, ищет виновных.

Раиса Кузнецова (кстати, эрзянка) разобиделась за то, что критиковали её за незаслуженно полученные две или три премии. Выпустив ... три номера газеты на эрзя языке, она стала чуть ли не Героиней соцтруда. Не три номера, Раиса Кузнецова, а все номера газеты “Вперёд” в Атяшеве (как в Коми, Марий Эл, Удмуртии...) должны выходить на эрзя языке. Все. Вы же живёте в Стране Эрзян! А тут три ... и три награды!

На этом приём новых членов в “Партию российских русификаторов” закончился. От ворот поворот получен. Против подняли руки и Р.Кузнецова с Рябовой (эрзянки!). Как не поднимать? За что их, если не за это сделала власть “заслуженными”? На прощанье Лидия Снегирёва в сердцах бросила: “Хорошо, что не приняли, раскол бы получился”. Видестэ, правильно, теить (знать надо эрзянский язык, Лидия Снегирёва, на Эрзянской земле живёте и хлебушко же эрзянское изволите кушать). Шеренги СМИ — губителей эрзя, как и мокша языков, предводителем которых являетесь Вы, могли бы сбиться с ног. Выступления мои на журналистских встречах в защиту униженного и оскорблённого народа, в случае принятия в Союз, были бы обеспечены. Слово против политики геноцида и ущемления этнических прав коренных эрзя и мокша народов было бы сказано. Вы, и холопствующие с Вами рядом, стараетесь принимать в свои ряды тех, которые за презент в виде коробки шоколадных конфет предают интересы своего народа. Их отмечаете всякими почестями: премии, звания, ордена, медали. Знаете, что они будут служить верой и правдой, а тех, которые не “клюют” на эти посулы, стараетесь выпроваживать за дверь. За это и завалили Вас, Лидия Снегирёва, подарками 13 января.

Как-то и не верится: в Союзе, где должны горой стоять за свободу слова, свободу мнения, где должны пресекать любую попытку зажима критики, как раз и вершатся эти пороки — гонения за слово, за взгляд, за мнение. Это и есть, по-видимому, в понимании Лидии Снегирёвой и иже с ней других, “журналистская этика” и “хороший русский язык!” О нравственности, наверное, не стоит напоминать..

Нуянь Видяз, не состоявшийся член
Союза антижурналистов Мордовии


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.