Резолюции, принятые курултаем (съездом) по земельному вопросу

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Резолюции 3-го Курултая Башкурдистана от 20 декабря 1917 года «по земельному вопросу (по докладу Г. Аитбаева)»
Источник: А. А. Валидов — организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917—1920). Документы и материалы. /Сост. Н. М. Хисматуллина, Р. Н. Бикметова, А. М. Галеева, Ю. Р. Сайранов. — Уфа: Китап, 2005. — Т. 1. — С. 112—116. — ISBN 5-295-03702-9.


3-й Курултай Башкурдистана


Резолюции
от 20 декабря 1917 года


по земельному вопросу (по докладу Г. Аитбаева)


I. Общие положения[править]

§ 1. Все земли, разграниченные курултаем автономной Башкирии, являются неотъемлемой собственностью всего трудового населения Башкирии и в частную собственность отдаваемы быть не могут.

§ 2. Мелкообщинное владение и земли, пожертвованные на общественные нужды, сохраняются.

§ 3. Все земли, отобранные от башкир при царском правительстве бесплатно или за ничтожную плату в казну, кабинет, удел, частную (помещичью) собственность, заводоправлениям, Крестьянским поземельным банком и другими предприятиями (лицами), со всеми лесами, недрами, горными и рыболовными богатствами отныне переходят в распоряжение управления земледелия Правительства Башкирии и распределяются между трудовым населением Башкирии без различия пола, возраста, национальности и религии.

§ 4. Все фабрики, заводы, усадьбы, хозяйства, сады, огороды, курорты, мельницы, кумысолечебные заведения частных лиц (помещиков) и различных обществ со всеми принадлежащими к ним предприятиями, со всем недвижимым имуществом переходят в главное управление земледелия Башкурдистана, которое принимает на себя охрану их и контроль над ними, а доходы от этих предприятий поступают в общенародный фонд Башкирии.

§ 5. Все земельные сделки, совершенные между башкирами и частными лицами, акционерными и отдельными обществами путем нарушения прав башкир и обмана, отныне считаются недействительными и отменяются.

Примечание: отныне подобные сделки запрещаются и будут преследоваться судебным порядком как за нарушение основных законоположений Башкирии.

II. Горные и рыболовные богатства[править]

§ 6. Все леса, горные богатства, недра земли, рыболовные и минеральные воды составляют достояние всего населения Башкирии и находятся в ведении Правительства Башкурдистана.

Эти богатства должны быть разрабатываемы и пользуемы под контролем правительства и облагаться им подоходными налогами, которые поступают в общенародный фонд Башкирии.

III. Распределение земли[править]

§ 7. Все указанные в § 3 земли распределяются в первую очередь между безземельным, малоземельным населением по известной норме без различия пола, возраста, национальности и религии.

§ 8. Остающийся излишек от распределения поступает в запасной земельный фонд Башкирии.

§ 9. Все существующие нормы земельного обеспечения, как-то: по количеству душ VII и X ревизий — упраздняются.

§ 10. Нормы земельного обеспечения для каждого отдельного района определяются согласно местным физико-географическим, естественно-историческим, хозяйственно-бытовым и культурным условиям. Эти нормы должны быть выработаны и установлены по собирании правильного статистического материала по землевладению в Башкирии, а также после детального обследования почвенных, хозяйственных и климатических условий отдельных районов и образа жизни, быта и культурного уровня отдельных народностей.

Примечание: передел сенокосных угодий оставляется на усмотрение отдельных обществ.

IV. Право на землепользование[править]

§ 11. Правом наделения землей пользуется каждый гражданин Башкирии без различия пола, возраста, религии и национальности и безразлично — как коренные жители[, так] и припущенные, проживающие в пределах Башкирии до 27 февраля 1917 года.

Примечание: причем при распределении дается предпочтение коренным жителям.

§ 12. Лишаются права на земельный надел:

а) временно пребывающие в пределах Башкирии по случаю войны б) явно агитирующие против автономии Башкирии (лишаются права на надел в течение 12 лет).

V. Об аренде[править]

§ 13. Аренда упраздняется, но до окончательного урегулирования земельного вопроса на основании, изложенном выше, аренда одногодичная временно допускается только в пределах одного общества (например, передача одним членом общества другому члену того же общества).

§ 14. Введение новых земельных реформ не должно сопровождаться нарушением хозяйственной жизни трудового населения, и ни в коем случае не допустимы самочинные захваты означенных в §§ 2 и 3 земель без ведома нового управления земледелия Башкирии.

§ 15. Отчуждение указанных в параграфе 2 и 3 земель всецело подлежит компетенции управления земледелия Башкирии и его отделов.

VI. О поселении на территории Башкирии и о выселении из ее пределов[править]

Новые государственные и земельные реформы не могут и не должны являться лишь развитием проектируемой доныне политики экономически-политического прозелитизма, постепенно умерщвляющей отдельные народности, и, следовательно, не могут и не должны открывать пути к новому заселению Башкирии более сильными в культурном отношении элементами, опирающимися, кроме своей собственной силы, на силу своего народа, имеющего в другом месте свою территорию с совершенно чуждой для башкир культурой.

Завоевание башкирским народом своих прав на политическое существование в том и должно заключаться, что он отныне не будет служить игрушкой в руках разных беззастенчивых политико-экономических авантюр[истов], а наоборот, сделавшись полным хозяином своей собственной родной земли, кормившей и поившей его предков с незапамятных времен, свободно разовьется в культурно-экономическом отношении, сохранит без всякого вмешательства извне свою духовную ценность, возьмет дела в свои руки и прекратит поселения в Башкирии опасных для его существования элементов.

В этом направлении он имеет полное право и должен бороться со всеми пагубными последствиями всех прозелитических мер и законоположений старого правительства, какие особенно усиленно применялись в Башкирии после 20 апреля 1898 года.

Но это вовсе не значит, что башкиры заняты исключительно желанием сохранить свою территорию за собою, наоборот, если народы России в Российском Учредительном собрании решат применить одинаковый масштаб землеустройства для всех штатов Российской Федеративной Республики, то то же самое будет принято и в Башкирии, но оно не должно превратить ее в одну из обыкновенных самоуправляющихся губерний Великороссии или какого-либо другого соседнего штата, а должно превратить Башкирию в убежище для таких же, как и башкиры, в культурно-экономическом отношении бессильных родственных башкирам тюркских народностей, которые, как народы одинакового культурного уровня, не обижая друг друга, могут развивать как свойственные им, так и заимственные культуры, хотя бы с темпом более слабым, чем это могут сделать другие штаты и области, более подготовленные.

Исходя из вышеизложенного, областной съезд по вопросам о поселении на башкирской территории и о выселении из ее пределов постановил следующее:

§ 16. Правом поселения на Башкирской территории пользуются только башкиры и другие мусульмане тюркского племени, остававшиеся вне пределов автономной Башкирии.

§ 17. Башкиры и другие мусульмане, желающие поселиться в пределах Башкирии, должны быть наделены землей, если это окажется возможным для поселения целыми деревнями и волостями, из запасного земельного фонда, который мог бы образоваться после равномерного наделения землей всего населения Башкирии.

§ 18. Башкирам и другим мусульманам, желающим поселиться в пределах Башкирии, должны быть даны Правительством Башкирии субсидии и необходимые материалы для обзаведения хозяйством на новом месте жительства.

§ 19. Все переселенцы, заселившие Башкирию после 20 апреля 1898 года путем принудительного отчуждения им земли, как результат разных хищнических законоположений и распоряжений царского правительства, должны обмениваться землями с теми из башкир и мусульман, которые остались вне пределов Башкирии и которые пожелают поселиться в ней.

§ 20. Первыми обмену подвергаются переселенцы, поселившиеся в Башкирии по законам 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г., 29 мая 1911 года.

§ 21. Земли, находящиеся в пользовании переселенцев, насильственно захвативших наделы башкир, пользуясь покровительством старого правительства, передаются прежним владельцам — башкирам.

VII. Управление земледелия и имуществ Башкирии[править]

§ 22. Все дела по земледелию, землепользованию и землеустройству сосредоточиваются в Главном управлении земледелия и имуществ Башкурдистана.

§ 23. Согласно своим функциям, управление земледелия разделяется на следующие отделы: земледелия, землеустройства, лесной, инженерно-мелиоративный, горный и рыболовный.

§ 24. Их внутреннее устройство и определение штата служащих передаются управляющему земледелием, который должен представить свой проект по этим вопросам на утверждение Парламента.

§ 25. Управление земледелия распространяет свои действия на места через соответственные кантональные и волостные земельные отделы.